Цифровизация как условие устойчивого развития строительной отрасли

15 мая Минстрой и НОСТРОЙ провели Всероссийскую онлайн-конференцию «Цифровизация строительной отрасли: организация электрического взаимодействия участников процесса строительства».

В мероприятии также приняли роль руководители органов власти субъектов, региональных управлений Госстройнадзора, ФАУ «РосКапСтрой», представители ведущих русских компаний – разработчиков программного оборудования, умственных систем управления, аналитических систем программирования.

Как отметил президент НОСТРОЯ Антон Глушков, открывая конференцию, цифровизация строительной отрасли – это довольно звучная и громкая тема. Все о ней знали, но не задумывались, что так стремительно и конструктивно сумеют в нее погрузиться. А последние полтора месяца проявили, что это не просто вопросы моды либо необходимости, а беспристрастная необходимость. И она касается фактически всех процессов, в которые вовлечено строительство. Потому обмен опытом очень нужен, чтоб в предстоящем сделать общий информационный сервис.

Не тайна, что цифровые технологии дают ряд конкурентных преимуществ - это и сокращение сроков строительства, понижение издержек на проектирование, строительно-монтажные работы и эксплуатация объектов серьезного строительства.

Потому, как увидел 1-ый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, единая система стройотрасли должна быть доступна органам власти, подрядчикам, муниципальным и личным заказчикам и СРО. При всем этом в такую систему должен быть интегрирован не только лишь Минстрой, да и другие ведомства, в том числе Минтранс, Минпромторг и Росреестр. Цифровые технологии очень важны для проектно-строительного общества, и нужна скорая интеграции в единое место всех участников строительного процесса. Необходимо резвее двигаться в одном направлении и не плодить массу однотипных систем, не растрачивая средства на одну и ту же задачку, решая ее многими ведомствами.

При этом необходимо повысить качество технических заданий на проектирование федеральных и региональных объектов, которые сейчас находятся на малом уровне. Идет речь сначала об объектах, строительство которых запланировано в рамках нацпроектов.

Экспертное сопровождение объекта должно начинаться с задания на проектирование. А для этого нужно ускорить утверждение Минстроем методических советов по порядку согласования проекта задания на архитектурно-строительное проектирование.

Необходимо двигаться в сторону упрощения всех процедур и завлекать профессионалов на стадии подготовки технического задания, что дозволит ускорить следующее прохождение самой экспертизы и уменьшить количество начальной исполнительно-технической документации.

Также на стадии экспертной оценки техзадания необходимо присваивать объекту уникальный идентификационный номер, при помощи которого будет отслеживаться ход работ. По словам представителя Минстроя, скоро в стране можно будет использовать строй нормы других стран, потому очень принципиальна квалификация профессионалов.

«Суперсервис» - великий и объединяющий

В свою очередь заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Козлов заявил, что в России необходимо создать единое цифровое пространство для строительной отрасли и ЖКХ.

Сейчас сотворено неограниченное количество муниципальных и личных информационных систем, и принципиально обмыслить возможность их интеграции в эту платформу. Понятно, что перейти на нее стремительно не получится, но этот переход должен быть высококачественным – ведь цифровизация стройотрасли в том числе дозволит уменьшить сроки возведения построек при повышении свойства управления строительством объектов. И для решения этой задачки необходимо предугадать определенное регулирование отрасли и создание схемы обмена информацией, также классификатора и модификатора этой системы.

Данные, которые содержатся в градостроительной исходно-разрешительной документации, должны «рождаться» один раз, а позже неоднократно быть нужны на следующих стадиях актуального цикла объекта серьезного строительства. Для этого необходимо придерживаться определенных принципов – мотивированная ориентация на конечного потребителя, понижение административной нагрузки, уменьшение рисков нарушения законодательства из-за неведения, цифровая оптимизация и типизация регламентов оказания муниципальных услуг и в области градостроительства. Плюс к этому информационная открытость, также поддержка технологий информационного моделирования (BIM).

Это дозволит принимать управленческие решения, исходя из животрепещущих данных. Нужно осознавать, где цифровизация дает больший эффект, а оставлять какие-то процессы исключительно в картонном виде – сейчас это некорректно. Потому до конца текущего года Минстрой планирует запустить «суперсервис» в сфере личного жилищного строительства и создать единые эталоны оказания муниципальных услуг в сфере строительства.

«Суперсервис» – это когда все услуги увязаны с некий актуальной ситуацией. К примеру, в части ИЖС идут извещения от различных ведомств, плюс работа с кадастровыми инженерами, выдача правоустанавливающих документов. Связать все это в единый сквозной процесс для заявителя – вот концепция «суперсервиса». И если данную концепцию получится воплотить на примере ИЖС, то такие же сквозные процессы будут выстроены и на большой стройке.

Естественно, перевод услуг в электрический вид неосуществим без автоматизации работы городских и муниципальных служащих, которые эти услуги оказывают. И для решения этого вопроса есть ГИСОГД, на которую все субъекты должны перейти к концу будущего года. Но только четверть регионов мастерски и отменно работают над ее внедрением, другие испытывают большие денежные трудности, ну и кадрового потенциала недостаточно, чтоб ввести подобного рода систему.

Потому Минстрой вместе с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Аппаратом Правительства прорабатывает возможность сделать пасмурные решения для субъектов, что дозволит ускорить процессы внедрения региональных ГИСОГД.

Любопытно, но оказалось, что строительство - одна из самых ограниченных отраслей в мире, а уровень внедрения цифровых технологий в других секторах экономики существенно выше. Потому и есть определенные трудности.

Также ускоряется перевод выдачи разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию в электрический вид. Если ранее было время до 2022 г., то на данный момент до конца этого года нужно приготовиться к тому, чтоб все муниципалитеты всех уполномоченных органов в полном объеме перебежали на цифровую выдачу этих 2-ух документов.

Ожидается, что и Ростехнадзор до конца года будет иметь возможность принимать документы в электрическом виде, а именно, от Главгосэкспертизы. А посреди будущего года планируется стопроцентно сделать автоматическим функционал работы инспектора Ростехнадзора, в том числе в строительной части.

Без норматива «цифра» не заработает

По словам директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя Рф Сергея Гончарова, существующая нормативно-правовая база хотя и просит уточнения и предстоящего развития, все же дает возможность застройщикам и/либо подрядчикам уже на данный момент использовать технологии информационного моделирования в практике проектирования и строительства.

Так, 279-м постановлением Правительства от 13 марта 2020 г. утверждены правила ведения муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, предоставления сведений, документов и материалов и их список.

До 1 июля будут утверждены технические требования к ведению реестров муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности; методика присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в их; справочники и классификаторы, нужные для обработки этих сведений, документов, материалов и форматы их предоставления.

На данный момент в Правительстве находится на рассмотрении проект постановления о разработке Реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса. Это будет подробный информационный ресурс для всех стадий объектов серьезного строительства.

Для информационных моделей объектов серьезного строительства идет подготовка целого набора нормативно-правовых актов. Один из основных документов - Классификатор строительной инфы, который обхватывает все процессы. И он начнет работать до конца года.

Не считая того, готовится постановление Правительства, которое определяет правила формирования и состав информационной модели объектов серьезного строительства. С 1 января 2023 г. для застройщиков, возводящих объекты экономного строительства, здравоохранения, ценой более 500 млн руб., формирование информационной модели будет неотклонимым. А с 1 января 2024 г. это требование будет распространяться и на строительство научных, спортивных, культурных и других объектов социальной сферы также с бюджетом более 500 млн руб.

Это дозволит апробировать применение BIM-технологий в секторе строительства в социальной сфере, протестировать технологии, установить нормативные сроки, достаточные для адаптации профессионалов к выполнению новых требований по формированию и ведению информационной модели объекта.

Полный список случаев, когда информационная модель будет неотклонимой, на данный момент прописывается в отдельном постановлении Правительства, которое скоро выйдет. И все-же, как увидел Сергей Гончаров, почти всегда это должно быть все-же право для застройщиков.

Не считая того, в 2020 г. планируются к разработке конфигурации к СП 333.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на разных стадиях актуального цикла» и конфигурации к СП 328.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонент информационной модели».

«Цифра» как действительность

О собственном опыте работы в цифровой плоскости поведали многие участники конференции.

Так, в собственной деятельности НОСТРОЙ учитывает фактические объекты, применяя субъектный подход, с учетом формирования электрической инфы и исходя из деятельности определенного юридического лица. Это связано с тем, что все СРО несут финансовую ответственность за деятельность собственных членов.

Ассоциация ведет Единый реестр СРО и Государственный реестр профессионалов, в рамках которого на информационных площадках НОСТРОя расположены сведения о 222 строй СРО и поболее 93 тыс. их членских организациях, сведения о 211 тыс. профессионалов, включенных в Государственный реестр.

Также НОСТРОем был сотворен Реестр о сведениях и обязанностях членов СРО, позволяющий производить контроль за более чем 542 тыс. договоров строительного подряда собственных членских организаций, заключенных 65 тыс. городских и муниципальных заказчиков.

Часто заказчики не имеют полной, животрепещущей и достоверной инфы о деятельности собственных подрядных организаций. Потому в качестве пилотного проекта НОСТРОЙ организовал электрическое взаимодействие с органами муниципального строительного надзора. В его рамках НОСТРОЙ, СРО и Мосгосстройнадзор обменивались документами в электрическом виде. А в итоге было подписано соглашение об интеграции места НОСТРОЙ с информационной системой Мосгосстройнадзора.

В Москве сейчас все госуслуги осуществляются на портале – начиная с дизайна ГПЗУ, заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. Всего их около 22. Работает и ИСОГД, к которой все СРО Москвы получили доступ с 2018 г.

Сейчас в Москве по договорам работают члены 124 СРО, соответственно увеличивается объем инфы. Потому была разработана программка интегрирования одного информационного места НОСТРОЙ в информационные системы Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы. Ее планируется ввести в работу в 1 полугодии.

В Севастополе более 2 годов назад была поставлена цель на внедрение информационной системы. Задумались над этим, так как при междуведомственном содействии сильно много времени уходит в режиме запросов, ожидания ответов, комплектации материалов и принятия решений. А бумажные документы, коробки с проектной документацией занимают половину кабинетов. И на данный момент проводится работа, чтоб сделать информационную систему регионального масштаба.

У Сахалинской области есть уже большой опыт по организации цифрового контроля и планирования по серьезным строительным объектам. В согласовании с поставленной губернатором задачей нужно было за очень маленький период организовать полный цифровой контроль по всем региональным стройкам за экономные средства. При этом была принципная позиция – до уровня физических объемов. И работа велась на всех уровнях власти, включая волонтеров – был запущен проект по цифровому контролю за реализацией строй объектов, в том числе связанных с развитием комфортабельной городской среды.

Вначале отсутствовала неважно какая обычная цифровая документация и надлежащие кадры, а организации не желали нести какие-либо издержки на реализацию цифровых технологий. Была сотворена особая методология, позволяющая, не имея цифровой документации и детализированного проекта, за некоторое количество дней сделать цифровую информационную модель для реализации. Отсутствовали высочайшие требования к квалификации субподрядных организаций, субподрядчики и заказчики стремительно обучились вносить объекты в систему, зачем было проведено огромное количество семинаров. После обучения субподрядчиков через 1-2 денька уже можно сделать цифровую информационную модель, и прораб на стройке через мобильное приложение раз в день заносит надлежащие факты физического объема по видам работ, а все данные собираются в единое пасмурное решение для аналитики. Также система позволяет сделать фото-фиксацию выполненных работ.

Помогали в работе и волонтеры – студенты строительного института. Их научили, и они проходят на те объекты, где нет больших требований по безопасности, к примеру, во дворы. Волонтеры заносят в соответственное приложение фактические данные по выполненным работам – они могут проводить замеры и инспектировать качество выполнения работ. Эта информация поступает к заказчику, городскому либо региональному.

Сейчас в системе реализовано более 400 объектов, и изготовлено это за несколько месяцев. Раз в неделю проходит планерка в цифровом формате со всеми субподрядчиками. И другие регионы уже заинтересовались этой системой.

Сколько стоит «цифра»?

Невзирая на положительный опыт, сейчас есть ряд заморочек, мешающих внедрению цифровых технологий.

Так, по словам Антона Глушкова, цифровизации мешает сначала высочайший «порог вхождения». Цена внедрения нужных программных средств велика, плюс нужны издержки на вербование либо профессиональную подготовку квалифицированного персонала. И, естественно, необходимо обеспечить возможность воспользоваться информационными системами всем участникам процесса.

Не считая того, на неких строй предприятиях уровень использования информационных технологий не позволяет использовать цифровые модели и интерактивные реестры. Это относится и к органам муниципального управления. И если в огромнейших городках и у ведущих строй компаний с цифровизацией не появляется заморочек, то для городских образований, городских округов и маленьких компаний это реальная проблема.

Из-за того, что нет одного информационного поля градостроительной деятельности, негосударственные участники не могут попасть в систему междуведомственного электрического взаимодействия. Не достаточно того, не все органы госуправления соглашаются принимать документы в электрическом формате, а отраслевые информационные системы испытывают трудности при интеграции с ГИСОГД.

Огромное количество индивидуальных цифровых площадок, сделанных участниками строительной отрасли для собственных нужд, не интегрируются и не ведут взаимодействие ни вместе, ни с проектируемой общефедеральной системой.

Если не решить эти задачи, то цифровизация строительной отрасли так и остается уделом избранных.

Ступень 40x300x1100 мм бук сорт Экстра цельноламельная

Ступень – это принципиальный элемент, который предназначен для подъема и спуска по лестнице. Выполненное из бука изделие считается декоративной составляющей интерьера. В процессе использования лестничной конструкции эта самая продукция подвергается наибольшей нагрузке. Потому она обладает такими особенностями, как высочайшая устойчивость к механическим воздействиям, надежность, крепкость, возможность внедрения долгое время, способность сохранять начальный вид. Такие элементы отыскали свое применение в домашних критериях, также помещениях публичного предназначения.

Достоинства: